• Библиотечный фонд - 1 078 084 экз.
  • Количество читателей - 56 053 чел.
  • Книговыдача 939 787 экз.
  • Количество посещений - 408 399 чел.
Центральная библиотека

Центральная библиотека

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
«ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МАУК «ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА» БЕЛЕБЕЕВСКОГО РАЙОНА
Дата создания: 1977 г.

Популярное

Наши проекты

Методист советует и рекомендует

Пишем план на 2025 год: методические рекомендации

Специфика работы библиотек с подростками и молодежью

«Профилактика подростковой наркомании в библиотеке»: методические рекомендации в помощь работе библиотекарей

Издания малых форм в библиотеке: памятка

Волонтерство в библиотечной работе

Организация открытого доступа

«Библиотекарь и читатель: особенности общения»

Как привлечь в библиотеку пожилых людей

Библиотечные акции: как создать в библиотеке запоминающееся событие?

Сайты библиотек: коллекция ссылок

«Все начинается с семьи» методические рекомендации к Году семьи

Методика написания библиотечного сценария

Издательская деятельность библиотек

Ссылки на сценарии к Дню народного единства

Индивидуальная работа с читателями

Вебинар как средство повышения квалификации

Писатели — юбиляры 2024

Книги-юбиляры — 2024

Календарь дат и событий на 2024 год

Как создать книжную выставку

Крылатые выражения А.Н. Островского

Дайджест как форма предоставления информации

Библиотека в системе экологического просвещения населения

Публичное выступление рекомендации

Профессиональные требования к библиотекарю

Профориентационная деятельность библиотек

Пособие по гражданскому воспитанию

Информационное пространство библиотеки

К 80-летию Сталинградской битвы: методические рекомендации

Ленинград. Блокада. Память.

2023 ГОД: В ПОМОЩЬ ПЛАНИРОВАНИЮ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК

Интеллектуальные игры как форма игровой деятельности молодежи в библиотеке.

Несколько советов о том, как правильно читать книги: консультация

РОЛЬ И ВОЗМОЖНОСТИ БИБЛИОТЕК В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Роль библиотек в формировании финансовой грамотности населения

БИБЛИОТЕЧНЫЙ САЙТ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА БИБЛИОТЕКИ

Школа компьютерной грамотности в библиотеке.

Роль библиотек в популяризации научно-технических знаний

Как оформить стенд в библиотеке

Фотозона: ОБНОВЛЯЕМ БИБЛИОТЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Литературные игры в библиотеке

Продвижение чтения в электронной среде

Создание виртуальных книжных выставок

В. Распутин. К 85 — летию со дня рождения

ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН

Библиотека как площадка развития волонтерского движения

Книги — юбиляры 2022 года

Писатели — юбиляры 2022 года

Формы работы библиотек в режиме онлайн

Интернет-площадки для обслуживания пользователей

КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ НА 2022 год

Творчество Нугумана Мусина

Н.С. Мусин. К 90-летию со дня рождения

Н. А. Некрасов. Летопись жизни и творчества

Как провести сетевую акцию в библиотеке: методические рекомендации

Рекомендации к Году науки и технологий

«Деловое чтение библиотекаря»

Библиотеки и молодежь: из опыта работы библиотек России.

Полезные интернет-ресурсы для библиотекарей: обзор актуальных сайтов

Краеведческо – экскурсионная деятельность публичных библиотек

Сердце, раскрытое счастью и печали

«Несу вам сердце свое…»

Буктрейлер как способ продвижения чтения

«Время читать»

От игры к знаниям: проведение мероприятий с помощью интерактивных форм

«Время и память»

«Книга. Культура. Интеллект»

«От замысла к реализации: как получить грант»

«Клубы по интересам как перспективная форма массовой работы»

«Поэт в сердцах людей живет…»

Современные тенденции продвижения чтения в молодежную среду: методические рекомендации

«Лето с книгой» — методическое пособие в помощь организации летнего отдыха и досуга детей и подростков

Методические рекомендации по составлению годового плана работы

Библиографический обзор научно-практического журнала «Современная библиотека»

КОНСУЛЬТАЦИЯ I.
«Деловое чтение библиотекаря»

В последнее десятилетие резко изменились требования к профессиональному уровню библиотечных работников. Помимо специальных знаний и широкого кругозора они должны владеть основами других наук – психологии, педагогики, социологии, экономики, юриспруденции, уметь вести поиск информации с применением новейших технологий.

Библиотечные специалисты должны хорошо знать документно-информационные потоки и массивы, знать пользователей, их информационные потребности, хорошо ориентироваться в различных информационных продуктах и услугах.

Специалисты считают, что профессиональные знания устаревают каждые 5 лет. Следовательно, образование и обучение должно быть непрерывным.

Именно поэтому, непрерывное образование, самообразование, повышение уровня информационной культуры и повседневный профессиональный рост кадров – сегодня самое основное в организации и функционировании библиотеки как одного из важнейших социальных институтов.

Рекомендации «Профессиональное чтение современного библиотекаря» позволят библиотекарям получить информацию о новых книгах авторов, пользующихся заслуженным авторитетом в профессиональной среде.

Предлагаем вашему вниманию следующие издания:

  1. Модельный стандарт деятельности публичных библиотек.- Новоуральск: ЦГБ, 2002.-24 с.
  2. Брежнева, В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В.В. Брежнева. В.А. Минкина. — СПб.: «Профессия»,2004.-2004.-304 с.- (Серия «Библиотека»).
  3. Ванеев, А.Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение / А.Н. Ванеев. — СПб.: «Профессия», 2001.-128 с.- (Серия «Библиотечный практикум»).
  4. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю. Качанова; науч. ред. В.А.Минкина.- СПб.: «Профессия»,2003.- 318 с.- (Серия «Библиотека»).
  5. Мелентьева, Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: Научно-методическое пособие.- М.: «Либерея», 2003.- 96 с.
  6. Социологические исследования в библиотеках: Практическое пособие / Васильев И.Г., Илле М.Е., Раввинский Д.К.- СПб.: «Профессия», 2003.-176 с. – (Серия «Библиотечный практикум»).
  7. Справочник библиотекаря /Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина.- СПб.: Профессия, 2002.-448с. – (Серия «Библиотека»).
  8. Суслова, И.М. Основы библиотечного менеджмента: Учеб.-практ. пособие.- М.: «Либерея», 2000.-232 с.
  9. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей.- М.: Школьная библиотека, 2004.-248 с.
  10. Управление библиотекой: учебно-практическое пособие / Аверьянов А.С., Ванеев А.Н., Горев В.Г. – СПб.: «Профессия»,2002.-302 с.- (Серия «Библиотека»).

В серии «Библиотекарь и время. XXI век» вышли следующие издания:

  1. Богданова, И.А. Библиотечный диалог: аспекты речевого общения: Учебно-методическое пособие / И.А.Богданова. – М.: Либерея — Бибинформ, 2006.-120 с.
  2. Борисова, О.О. Реклама в библиотеке: Учебно-практическое пособие / О.О.Борисова. — М.: Либерея — Бибинформ, 2005.-216 с.
  3. Бородина,В.А. Библиотечное обслуживание: Учебно-методическое пособие / В.А. Бородина.- М.- Либерея, 2004.-168 с.
  4. Головко С.И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: научно-методическое пособие.- М.: Либерея-Бибинформ, 2008.-128 с.
  5. Домаренко, Е.В. Культурно-досуговая деятельность: Научно-практическое пособие / Е.В. Домаренко.- М.: Либерея – Бибинформ, 2006.-80 с.
  6. Коновалова, М.П. Инвалид – общество – библиотека: Учебно-методическое пособие / М.П. Коновалова.- М.: Либерея – Бибинформ, 2006.-136 с.
  7. Коряковцева, Н.А. Техники информационно-библиотечной работы: Учебно-практическое пособие / Н.А. Коряковцева; предисл. и науч. ред.В.А. Фокеева.- М.: Либерея,2004.-136 с.
  8. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек: Учебно-методическое пособие / Г.К. Олзоева.- М.: Либерея – Бибинформ,2006.-120 с.
  9. Чачко, А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе: Научно-методическое пособие / А.С. Чачко.- М.: Либерея, 2004.-88 с.
  10. Чуприна, Н.Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике: Научно-практическое пособие / Н.Т. Чуприна.- М.: Либерея, 2004.- 120 с.
  11. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: Справочное пособие / сост. Н.Ф. Церцек; введение и научная редакция докт. биолог. наук, проф. В.М. Константинова.- М.: Либерея-Бибинформ,2007.- 80 с.

Профессиональному росту специалистов способствуют центральные издания:

  • Сборник «Библиотека и закон»
  • «Библиотека»
  • «Новая библиотека»
  • «Независимый библиотечный адвокат»
  • «Библиотековедение»
  • «Научные и технические библиотеки» и другие

В качестве своего профессионального чтения можно использовать и небиблиотечные журналы: по педагогике, психологии, литературоведению, социологии, искусству и официальную периодику – это: «Российская газета», «Культура, «Труд» и другие издания, содержащие нормативную, экономическую и иную информацию.

Кроме периодических изданий, в круг чтения библиотечных специалистов должны входить методические и библиографические пособия, рекламные материалы.

Обращение в сайтам других библиотек, как к источнику профессиональной информации и обмену творческим опытом также занимает определенное место в профессиональном самообразовании библиотекарей.

В заключение, следует отметить, что прорыв «через библиотеки – к будущему» возможен лишь при реализации нескольких условий. Одно из них – постоянный профессиональный рост библиотечных специалистов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ II.
«Личность библиотекаря –
главное в библиотечном обслуживании»

Внедрение новых информационных технологий в библиотеках значительно меняет и требования к современному библиотекарю.

Каким же видится современный библиотекарь?

Это специалист, знающий и стремящийся к знаниям, любящий книги, жаждущий собрать их как можно больше и сохранить их для своих читателей, для будущих поколений. Он всегда стремится помочь посетителям, открывая для них новое. Это человек высоких моральных качеств и нравственного долга. Он не может оставаться простым наблюдателем, он всегда является активным участником процесса преобразования библиотечного дела и делает это сознательно, в интересах пользователя.

Библиотекари, работающие в условиях современных образовательных и информационных технологий, должны владеть методами решения проблем (психологических, информационных, управленческих и др.); использовать в обслуживании информационные и телекоммуникационные технологии; соблюдать профессиональную этику и интеллектуальную свободу пользователей независимо от возраста.

В последние годы в библиотечной среде наблюдается повышенный интерес к профессиональной этике, являющейся регулятором отношений между библиотекарем и читателем, между коллегами, а также – с представителями власти и общественными организациями.

Библиотечным сообществом разработана «Этика библиотекаря», которая содержит свод правил поведения сотрудника библиотеки, работающего с читателем.

Вот некоторые рекомендации:

  • Во время выдачи книг библиотекарь находится целиком в распоряжении читателя и стремится продемонстрировать ему это.
  • Следует стремиться создать первое благоприятное впечатление.
  • Работать надо спокойно, с максимальным усилием.
  • Если читатель несимпатичен библиотекарю, ни в коем случае ему это не показывают. Со всеми посетителями необходимо быть ровным в общении, вежливым и доброжелательным. Трудные читатели не должны быть неожиданностью для библиотекаря.
  • Читатель может ждать, только если библиотекарь обслуживает других посетителей, но не в том случае, если библиотекарь занят внутренней работой, какой бы срочной она не являлась.
  • Не бывает глупых читательских запросов. Если читатель просит совета, библиотекарь пытается его понять, постоянно проявляя готовность дать справку и совет. Библиотекарь делает это осторожно и ненавязчиво.
  • Библиотекарь должен без стеснения признать свою некомпетентность, но только в плане понимания запроса читателя, а не в собственной сфере деятельности (знания фонда, СБА).
  • Когда посетитель нарушает правила, надо показать ему, что этим он нарушает права других читателей.
  • Следует следить, чтобы запрещающие слова звучали мягко, как просьба, а не как требование.
  • Библиотекарь должен постоянно смотреть на библиотеку глазами читателя.

А что, если попробовать обратить внимание и библиотекарей, и читателей на золотое правило этики следующим образом. Вывесить в отделах обслуживания плакаты со следующим содержанием: Библиотекарь: «Я отношусь к читателям так, как хотел бы, чтобы они относились ко мне». Читатель: «Я отношусь к библиотекарям так, как хотел бы, чтобы они относились ко мне». А вдруг подействует?