Пишем план на 2025 год: методические рекомендации
Специфика работы библиотек с подростками и молодежью
Издания малых форм в библиотеке: памятка
Волонтерство в библиотечной работе
«Библиотекарь и читатель: особенности общения»
Как привлечь в библиотеку пожилых людей
Библиотечные акции: как создать в библиотеке запоминающееся событие?
Сайты библиотек: коллекция ссылок
«Все начинается с семьи» методические рекомендации к Году семьи
Методика написания библиотечного сценария
Издательская деятельность библиотек
Ссылки на сценарии к Дню народного единства
Индивидуальная работа с читателями
Вебинар как средство повышения квалификации
Календарь дат и событий на 2024 год
Крылатые выражения А.Н. Островского
Дайджест как форма предоставления информации
Библиотека в системе экологического просвещения населения
Публичное выступление рекомендации
Профессиональные требования к библиотекарю
Профориентационная деятельность библиотек
Пособие по гражданскому воспитанию
Информационное пространство библиотеки
К 80-летию Сталинградской битвы: методические рекомендации
2023 ГОД: В ПОМОЩЬ ПЛАНИРОВАНИЮ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК
Интеллектуальные игры как форма игровой деятельности молодежи в библиотеке.
Несколько советов о том, как правильно читать книги: консультация
РОЛЬ И ВОЗМОЖНОСТИ БИБЛИОТЕК В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Роль библиотек в формировании финансовой грамотности населения
БИБЛИОТЕЧНЫЙ САЙТ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА БИБЛИОТЕКИ
Школа компьютерной грамотности в библиотеке.
Роль библиотек в популяризации научно-технических знаний
Как оформить стенд в библиотеке
Фотозона: ОБНОВЛЯЕМ БИБЛИОТЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Литературные игры в библиотеке
Продвижение чтения в электронной среде
Создание виртуальных книжных выставок
В. Распутин. К 85 — летию со дня рождения
Библиотека как площадка развития волонтерского движения
Формы работы библиотек в режиме онлайн
Интернет-площадки для обслуживания пользователей
КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ НА 2022 год
Н.С. Мусин. К 90-летию со дня рождения
Н. А. Некрасов. Летопись жизни и творчества
Как провести сетевую акцию в библиотеке: методические рекомендации
Рекомендации к Году науки и технологий
Библиотеки и молодежь: из опыта работы библиотек России.
Полезные интернет-ресурсы для библиотекарей: обзор актуальных сайтов
Краеведческо – экскурсионная деятельность публичных библиотек
Сердце, раскрытое счастью и печали
Буктрейлер как способ продвижения чтения
От игры к знаниям: проведение мероприятий с помощью интерактивных форм
«От замысла к реализации: как получить грант»
«Клубы по интересам как перспективная форма массовой работы»
Современные тенденции продвижения чтения в молодежную среду: методические рекомендации
Методические рекомендации по составлению годового плана работы
Библиографический обзор научно-практического журнала «Современная библиотека»
КОНСУЛЬТАЦИЯ I.
«Деловое чтение библиотекаря»
В последнее десятилетие резко изменились требования к профессиональному уровню библиотечных работников. Помимо специальных знаний и широкого кругозора они должны владеть основами других наук – психологии, педагогики, социологии, экономики, юриспруденции, уметь вести поиск информации с применением новейших технологий.
Библиотечные специалисты должны хорошо знать документно-информационные потоки и массивы, знать пользователей, их информационные потребности, хорошо ориентироваться в различных информационных продуктах и услугах.
Специалисты считают, что профессиональные знания устаревают каждые 5 лет. Следовательно, образование и обучение должно быть непрерывным.
Именно поэтому, непрерывное образование, самообразование, повышение уровня информационной культуры и повседневный профессиональный рост кадров – сегодня самое основное в организации и функционировании библиотеки как одного из важнейших социальных институтов.
Рекомендации «Профессиональное чтение современного библиотекаря» позволят библиотекарям получить информацию о новых книгах авторов, пользующихся заслуженным авторитетом в профессиональной среде.
Предлагаем вашему вниманию следующие издания:
- Модельный стандарт деятельности публичных библиотек.- Новоуральск: ЦГБ, 2002.-24 с.
- Брежнева, В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В.В. Брежнева. В.А. Минкина. — СПб.: «Профессия»,2004.-2004.-304 с.- (Серия «Библиотека»).
- Ванеев, А.Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение / А.Н. Ванеев. — СПб.: «Профессия», 2001.-128 с.- (Серия «Библиотечный практикум»).
- Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю. Качанова; науч. ред. В.А.Минкина.- СПб.: «Профессия»,2003.- 318 с.- (Серия «Библиотека»).
- Мелентьева, Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: Научно-методическое пособие.- М.: «Либерея», 2003.- 96 с.
- Социологические исследования в библиотеках: Практическое пособие / Васильев И.Г., Илле М.Е., Раввинский Д.К.- СПб.: «Профессия», 2003.-176 с. – (Серия «Библиотечный практикум»).
- Справочник библиотекаря /Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина.- СПб.: Профессия, 2002.-448с. – (Серия «Библиотека»).
- Суслова, И.М. Основы библиотечного менеджмента: Учеб.-практ. пособие.- М.: «Либерея», 2000.-232 с.
- Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей.- М.: Школьная библиотека, 2004.-248 с.
- Управление библиотекой: учебно-практическое пособие / Аверьянов А.С., Ванеев А.Н., Горев В.Г. – СПб.: «Профессия»,2002.-302 с.- (Серия «Библиотека»).
В серии «Библиотекарь и время. XXI век» вышли следующие издания:
- Богданова, И.А. Библиотечный диалог: аспекты речевого общения: Учебно-методическое пособие / И.А.Богданова. – М.: Либерея — Бибинформ, 2006.-120 с.
- Борисова, О.О. Реклама в библиотеке: Учебно-практическое пособие / О.О.Борисова. — М.: Либерея — Бибинформ, 2005.-216 с.
- Бородина,В.А. Библиотечное обслуживание: Учебно-методическое пособие / В.А. Бородина.- М.- Либерея, 2004.-168 с.
- Головко С.И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: научно-методическое пособие.- М.: Либерея-Бибинформ, 2008.-128 с.
- Домаренко, Е.В. Культурно-досуговая деятельность: Научно-практическое пособие / Е.В. Домаренко.- М.: Либерея – Бибинформ, 2006.-80 с.
- Коновалова, М.П. Инвалид – общество – библиотека: Учебно-методическое пособие / М.П. Коновалова.- М.: Либерея – Бибинформ, 2006.-136 с.
- Коряковцева, Н.А. Техники информационно-библиотечной работы: Учебно-практическое пособие / Н.А. Коряковцева; предисл. и науч. ред.В.А. Фокеева.- М.: Либерея,2004.-136 с.
- Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек: Учебно-методическое пособие / Г.К. Олзоева.- М.: Либерея – Бибинформ,2006.-120 с.
- Чачко, А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе: Научно-методическое пособие / А.С. Чачко.- М.: Либерея, 2004.-88 с.
- Чуприна, Н.Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике: Научно-практическое пособие / Н.Т. Чуприна.- М.: Либерея, 2004.- 120 с.
- Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: Справочное пособие / сост. Н.Ф. Церцек; введение и научная редакция докт. биолог. наук, проф. В.М. Константинова.- М.: Либерея-Бибинформ,2007.- 80 с.
Профессиональному росту специалистов способствуют центральные издания:
- Сборник «Библиотека и закон»
- «Библиотека»
- «Новая библиотека»
- «Независимый библиотечный адвокат»
- «Библиотековедение»
- «Научные и технические библиотеки» и другие
В качестве своего профессионального чтения можно использовать и небиблиотечные журналы: по педагогике, психологии, литературоведению, социологии, искусству и официальную периодику – это: «Российская газета», «Культура, «Труд» и другие издания, содержащие нормативную, экономическую и иную информацию.
Кроме периодических изданий, в круг чтения библиотечных специалистов должны входить методические и библиографические пособия, рекламные материалы.
Обращение в сайтам других библиотек, как к источнику профессиональной информации и обмену творческим опытом также занимает определенное место в профессиональном самообразовании библиотекарей.
В заключение, следует отметить, что прорыв «через библиотеки – к будущему» возможен лишь при реализации нескольких условий. Одно из них – постоянный профессиональный рост библиотечных специалистов.
КОНСУЛЬТАЦИЯ II.
«Личность библиотекаря –
главное в библиотечном обслуживании»
Внедрение новых информационных технологий в библиотеках значительно меняет и требования к современному библиотекарю.
Каким же видится современный библиотекарь?
Это специалист, знающий и стремящийся к знаниям, любящий книги, жаждущий собрать их как можно больше и сохранить их для своих читателей, для будущих поколений. Он всегда стремится помочь посетителям, открывая для них новое. Это человек высоких моральных качеств и нравственного долга. Он не может оставаться простым наблюдателем, он всегда является активным участником процесса преобразования библиотечного дела и делает это сознательно, в интересах пользователя.
Библиотекари, работающие в условиях современных образовательных и информационных технологий, должны владеть методами решения проблем (психологических, информационных, управленческих и др.); использовать в обслуживании информационные и телекоммуникационные технологии; соблюдать профессиональную этику и интеллектуальную свободу пользователей независимо от возраста.
В последние годы в библиотечной среде наблюдается повышенный интерес к профессиональной этике, являющейся регулятором отношений между библиотекарем и читателем, между коллегами, а также – с представителями власти и общественными организациями.
Библиотечным сообществом разработана «Этика библиотекаря», которая содержит свод правил поведения сотрудника библиотеки, работающего с читателем.
Вот некоторые рекомендации:
- Во время выдачи книг библиотекарь находится целиком в распоряжении читателя и стремится продемонстрировать ему это.
- Следует стремиться создать первое благоприятное впечатление.
- Работать надо спокойно, с максимальным усилием.
- Если читатель несимпатичен библиотекарю, ни в коем случае ему это не показывают. Со всеми посетителями необходимо быть ровным в общении, вежливым и доброжелательным. Трудные читатели не должны быть неожиданностью для библиотекаря.
- Читатель может ждать, только если библиотекарь обслуживает других посетителей, но не в том случае, если библиотекарь занят внутренней работой, какой бы срочной она не являлась.
- Не бывает глупых читательских запросов. Если читатель просит совета, библиотекарь пытается его понять, постоянно проявляя готовность дать справку и совет. Библиотекарь делает это осторожно и ненавязчиво.
- Библиотекарь должен без стеснения признать свою некомпетентность, но только в плане понимания запроса читателя, а не в собственной сфере деятельности (знания фонда, СБА).
- Когда посетитель нарушает правила, надо показать ему, что этим он нарушает права других читателей.
- Следует следить, чтобы запрещающие слова звучали мягко, как просьба, а не как требование.
- Библиотекарь должен постоянно смотреть на библиотеку глазами читателя.
А что, если попробовать обратить внимание и библиотекарей, и читателей на золотое правило этики следующим образом. Вывесить в отделах обслуживания плакаты со следующим содержанием: Библиотекарь: «Я отношусь к читателям так, как хотел бы, чтобы они относились ко мне». Читатель: «Я отношусь к библиотекарям так, как хотел бы, чтобы они относились ко мне». А вдруг подействует?