Библиографические обзоры — устные и письменные — давно стали одним из основных форматов представления книг. Например, их используют для знакомства читателей библиотеки с поступившими новинками или для создания тематических подборок литературы.
Это связный, последовательный рассказ о документах, научных материалах, художественных произведениях. В новой статье уточним виды библиографических обзоров, цели их создания и этапы подготовки: что должно быть в хорошем обзоре, который заставит читателя затем прийти и взять книгу, на которую был сделан обзор?
Что такое библиографический обзор
Библиографический обзор — библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой связное описание (ГОСТ 7.0.-99). Это полноценный, связный рассказ о документах и произведениях печати, который способен заинтересовать читателя и заставить его взять нужную ему литературу в библиотеке.
Библиографические обзоры бывают устные и письменные, их отличительными чертами являются оперативность подготовки, конкретность и доходчивость описания, эмоциональность и активность обзорщика-докладчика (особенно когда речь идет об устных выступлениях). В таком обзоре дается оценка рекомендуемой литературы, а читатели получают возможность визуально ознакомиться с изданиями. Все это способствует формированию читательских интересов.
Какими бывают библиографические обзоры
Помимо формата — устный или письменный — библиографические обзоры могут быть классифицированы в зависимости от выбранного критерия:
• по целевому и читательскому назначению выделяют информационные и рекомендательные обзоры;
• по содержанию выделяют тематические обзоры, персональные обзоры, обзоры новой литературы, обзоры библиографических пособий;
• по видам включенных изданий обзоры делятся на обзоры книг, журналов, специальных видов литературы и других документов.
Структура библиографического обзора
Библиографический обзор обладает трехчастной структурой: вступление — основная часть — заключение; это и позволяет говорить о нем как о «связном описании», то есть о рассказе.
Во вступлении обосновывается выбранная тема, описываются ее особенности. Вступление призвано плавно подвести читателя или слушателя к основной содержательной части: для этого его сначала надо увлечь. Очень важно связать тему обзора с интересами слушателей и читателей.
Помочь в выполнении этой задачи могут примеры и факты, мнения и критические оценки авторитетов по поводу темы или выбранной для обзора литературы. Кроме того, для привлечения и удержания внимания читателя/слушателя и для активации его образного мышления часто используются поэтические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, оригинальное обращение к читателям.
В основной части приводится характеристика подобранных книг и документов. Важно сделать именно обзор, а не пересказ текста: ведь ваша цель — заинтересовать читателя. Для этого можно привести сведения об авторе, кратко охарактеризовать историю создания текста, указать на нетривиальный сюжетный поворот или новизну содержания.
Рассказывая о той или иной книге, следует взять её в руки, продемонстрировать обложку, показать, как вы, библиотекарь, просматриваете новую книгу, на что обращаете внимание.
Характеристика каждого произведения составляется по определенному плану. Она содержит сведения об авторе, выходных данных, о рассматриваемых вопросах. Эти сведения не являются исчерпывающими, поскольку, как мы помним, главное в обзоре — сформировать интерес читателей к произведениям. Поэтому главная трудность заключается в умении выбрать самые яркие, существенные сведения о каждом произведении, показать внутреннюю логику раскрытия темы, сопоставить книги разных авторов, подчеркнуть непосредственную практическую пользу каждого издания для конкретного читателя.
Это самая сложная часть обзора, поскольку помимо серьезной предварительной работы (о ней ниже), подготовка основной части обзора требует и творческого подхода. Поскольку обзор делается на несколько книг, важно заранее продумать смысловые связи между ними («мостики» от одной книги к другой), которые, во-первых, позволяют проводить аналогии, сравнивать и сопоставлять литературу, попавшую в обзор; во-вторых, эти переходы сделают цельным и логичным ваш обзор, свяжут его элементы воедино.
В заключении важно дать читателям возможность развить свой интерес и найти нужные им книги. Для этого библиотекарь отсылает слушателей/читателей к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изданиям.
Этапы подготовки библиографического обзора
Устные и письменные обзоры несколько отличаются по формату, однако в целом им предшествуют одни и те же этапы.
Что нужно, чтобы подготовить библиографический обзор?
• Выбрать тему обзора;
• определить читательское назначение и формат обзора;
• подобрать подходящие книги, документы, пособия;
• прочитать, просмотреть, изучить их, определить связи между ними;
• на основе сформулированных связей сгруппировать произведения или продумать порядок их следования в обзоре;
• подготовить характеристику подобранной литературы: составить библиографическое описание, рекомендательные аннотации и пр.
Далее, если обзор письменный, то подготовленный на основе этого плана текст обрабатывается, корректируется и редактируется для последующей публикации.
Для устного обзора дополнительно учитывается тайминг (рекомендуется проводить обзоры длительностью до 30−40 минут). Кроме того, в процессе устного выступления важно умение держаться перед аудиторией, привлекать и удерживать ее внимание, умение работать с громкостью, темпом речи, говорить эмоционально и захватывающе.
Такие устные обзоры часто проходят в библиотеках и как самостоятельные мероприятия, и как дополнение к поэтическому вечеру, тематической лекции или конференции.
Очень важно рассказывать устный обзор, а не читать его: так сохранится ощущение живой беседы, и внимание читателей и слушателей будет максимально сосредоточено на вас и вашем выступлении. Кроме того, к устному обзору важно заранее подготовить цитаты и отрывки, которые планируется озвучивать, отметить их закладками для удобства.
Полезные приемы
Как можно удержать внимание читателей и слушателей обзора, максимально заинтересовать их? Для этого библиотекари часто используют следующие приемы, которые вы тоже можете включать в свои обзоры.
• Начните рассказ с самого интересного — так вы точно завладеете вниманием слушателя.
• Расскажите об авторе и других его произведениях, упомяните о прототипах героев, расскажите о переводчике или сравните разные переводы одной и той же книги и т. п.
• В процессе устного выступления не забывайте о преимуществах этого формата: используйте мимику, жесты, двигайтесь по аудитории, меняйте громкость голоса.
• Не забывайте о том, что вы можете продемонстрировать книгу: покажите обложку, иллюстрации, дайте читателям наглядное представление о количестве страниц.
• Предложите несколько интригующих вопросов, на которые можно получить ответы, лишь прочитав книгу.
• Начните читать вслух фрагмент книги, дочитайте до самого интересного, а затем резко остановитесь, когда почувствуете, что сюжет захватил внимание слушателей. Предложите им далее дочитать самим.
Все это позволит сделать библиографический обзор не рутинной процедурой, а творческой задачей, решение которой будет полезно и интересно читателям вашей библиотеки.