• Библиотечный фонд - 1 139 854 экз.
  • Количество читателей - 56 048 чел.
  • Книговыдача 1 727 546 экз.
  • Количество посещений - 743 615 чел.
Центральная библиотека

Центральная библиотека

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
«ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МАУК «ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА» БЕЛЕБЕЕВСКОГО РАЙОНА

Популярное

Наши проекты

Методист советует и рекомендует

Рекомендации к Году науки и технологий

«Деловое чтение библиотекаря»

Библиотеки и молодежь: из опыта работы библиотек России.

Полезные интернет-ресурсы для библиотекарей: обзор актуальных сайтов

Краеведческо – экскурсионная деятельность публичных библиотек

Сердце, раскрытое счастью и печали

«Несу вам сердце свое…»

Буктрейлер как способ продвижения чтения

«Время читать»

От игры к знаниям: проведение мероприятий с помощью интерактивных форм

«Время и память»

«Книга. Культура. Интеллект»

«От замысла к реализации: как получить грант»

«Клубы по интересам как перспективная форма массовой работы»

«Поэт в сердцах людей живет…»

Современные тенденции продвижения чтения в молодежную среду: методические рекомендации

«Лето с книгой» — методическое пособие в помощь организации летнего отдыха и досуга детей и подростков

Методические рекомендации по составлению годового плана работы

Библиографический обзор научно-практического журнала «Современная библиотека»

КОНСУЛЬТАЦИЯ I.
«Деловое чтение библиотекаря»

В последнее десятилетие резко изменились требования к профессиональному уровню библиотечных работников. Помимо специальных знаний и широкого кругозора они должны владеть основами других наук – психологии, педагогики, социологии, экономики, юриспруденции, уметь вести поиск информации с применением новейших технологий.

Библиотечные специалисты должны хорошо знать документно-информационные потоки и массивы, знать пользователей, их информационные потребности, хорошо ориентироваться в различных информационных продуктах и услугах.

Специалисты считают, что профессиональные знания устаревают каждые 5 лет. Следовательно, образование и обучение должно быть непрерывным.

Именно поэтому, непрерывное образование, самообразование, повышение уровня информационной культуры и повседневный профессиональный рост кадров – сегодня самое основное в организации и функционировании библиотеки как одного из важнейших социальных институтов.

Рекомендации «Профессиональное чтение современного библиотекаря» позволят библиотекарям получить информацию о новых книгах авторов, пользующихся заслуженным авторитетом в профессиональной среде.

Предлагаем вашему вниманию следующие издания:

  1. Модельный стандарт деятельности публичных библиотек.- Новоуральск: ЦГБ, 2002.-24 с.
  2. Брежнева, В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В.В. Брежнева. В.А. Минкина. — СПб.: «Профессия»,2004.-2004.-304 с.- (Серия «Библиотека»).
  3. Ванеев, А.Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение / А.Н. Ванеев. — СПб.: «Профессия», 2001.-128 с.- (Серия «Библиотечный практикум»).
  4. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю. Качанова; науч. ред. В.А.Минкина.- СПб.: «Профессия»,2003.- 318 с.- (Серия «Библиотека»).
  5. Мелентьева, Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: Научно-методическое пособие.- М.: «Либерея», 2003.- 96 с.
  6. Социологические исследования в библиотеках: Практическое пособие / Васильев И.Г., Илле М.Е., Раввинский Д.К.- СПб.: «Профессия», 2003.-176 с. – (Серия «Библиотечный практикум»).
  7. Справочник библиотекаря /Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина.- СПб.: Профессия, 2002.-448с. – (Серия «Библиотека»).
  8. Суслова, И.М. Основы библиотечного менеджмента: Учеб.-практ. пособие.- М.: «Либерея», 2000.-232 с.
  9. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей.- М.: Школьная библиотека, 2004.-248 с.
  10. Управление библиотекой: учебно-практическое пособие / Аверьянов А.С., Ванеев А.Н., Горев В.Г. – СПб.: «Профессия»,2002.-302 с.- (Серия «Библиотека»).

В серии «Библиотекарь и время. XXI век» вышли следующие издания:

  1. Богданова, И.А. Библиотечный диалог: аспекты речевого общения: Учебно-методическое пособие / И.А.Богданова. – М.: Либерея — Бибинформ, 2006.-120 с.
  2. Борисова, О.О. Реклама в библиотеке: Учебно-практическое пособие / О.О.Борисова. — М.: Либерея — Бибинформ, 2005.-216 с.
  3. Бородина,В.А. Библиотечное обслуживание: Учебно-методическое пособие / В.А. Бородина.- М.- Либерея, 2004.-168 с.
  4. Головко С.И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: научно-методическое пособие.- М.: Либерея-Бибинформ, 2008.-128 с.
  5. Домаренко, Е.В. Культурно-досуговая деятельность: Научно-практическое пособие / Е.В. Домаренко.- М.: Либерея – Бибинформ, 2006.-80 с.
  6. Коновалова, М.П. Инвалид – общество – библиотека: Учебно-методическое пособие / М.П. Коновалова.- М.: Либерея – Бибинформ, 2006.-136 с.
  7. Коряковцева, Н.А. Техники информационно-библиотечной работы: Учебно-практическое пособие / Н.А. Коряковцева; предисл. и науч. ред.В.А. Фокеева.- М.: Либерея,2004.-136 с.
  8. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек: Учебно-методическое пособие / Г.К. Олзоева.- М.: Либерея – Бибинформ,2006.-120 с.
  9. Чачко, А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе: Научно-методическое пособие / А.С. Чачко.- М.: Либерея, 2004.-88 с.
  10. Чуприна, Н.Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике: Научно-практическое пособие / Н.Т. Чуприна.- М.: Либерея, 2004.- 120 с.
  11. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: Справочное пособие / сост. Н.Ф. Церцек; введение и научная редакция докт. биолог. наук, проф. В.М. Константинова.- М.: Либерея-Бибинформ,2007.- 80 с.

Профессиональному росту специалистов способствуют центральные издания:

  • Сборник «Библиотека и закон»
  • «Библиотека»
  • «Новая библиотека»
  • «Независимый библиотечный адвокат»
  • «Библиотековедение»
  • «Научные и технические библиотеки» и другие

В качестве своего профессионального чтения можно использовать и небиблиотечные журналы: по педагогике, психологии, литературоведению, социологии, искусству и официальную периодику – это: «Российская газета», «Культура, «Труд» и другие издания, содержащие нормативную, экономическую и иную информацию.

Кроме периодических изданий, в круг чтения библиотечных специалистов должны входить методические и библиографические пособия, рекламные материалы.

Обращение в сайтам других библиотек, как к источнику профессиональной информации и обмену творческим опытом также занимает определенное место в профессиональном самообразовании библиотекарей.

В заключение, следует отметить, что прорыв «через библиотеки – к будущему» возможен лишь при реализации нескольких условий. Одно из них – постоянный профессиональный рост библиотечных специалистов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ II.
«Личность библиотекаря –
главное в библиотечном обслуживании»

Внедрение новых информационных технологий в библиотеках значительно меняет и требования к современному библиотекарю.

Каким же видится современный библиотекарь?

Это специалист, знающий и стремящийся к знаниям, любящий книги, жаждущий собрать их как можно больше и сохранить их для своих читателей, для будущих поколений. Он всегда стремится помочь посетителям, открывая для них новое. Это человек высоких моральных качеств и нравственного долга. Он не может оставаться простым наблюдателем, он всегда является активным участником процесса преобразования библиотечного дела и делает это сознательно, в интересах пользователя.

Библиотекари, работающие в условиях современных образовательных и информационных технологий, должны владеть методами решения проблем (психологических, информационных, управленческих и др.); использовать в обслуживании информационные и телекоммуникационные технологии; соблюдать профессиональную этику и интеллектуальную свободу пользователей независимо от возраста.

В последние годы в библиотечной среде наблюдается повышенный интерес к профессиональной этике, являющейся регулятором отношений между библиотекарем и читателем, между коллегами, а также – с представителями власти и общественными организациями.

Библиотечным сообществом разработана «Этика библиотекаря», которая содержит свод правил поведения сотрудника библиотеки, работающего с читателем.

Вот некоторые рекомендации:

  • Во время выдачи книг библиотекарь находится целиком в распоряжении читателя и стремится продемонстрировать ему это.
  • Следует стремиться создать первое благоприятное впечатление.
  • Работать надо спокойно, с максимальным усилием.
  • Если читатель несимпатичен библиотекарю, ни в коем случае ему это не показывают. Со всеми посетителями необходимо быть ровным в общении, вежливым и доброжелательным. Трудные читатели не должны быть неожиданностью для библиотекаря.
  • Читатель может ждать, только если библиотекарь обслуживает других посетителей, но не в том случае, если библиотекарь занят внутренней работой, какой бы срочной она не являлась.
  • Не бывает глупых читательских запросов. Если читатель просит совета, библиотекарь пытается его понять, постоянно проявляя готовность дать справку и совет. Библиотекарь делает это осторожно и ненавязчиво.
  • Библиотекарь должен без стеснения признать свою некомпетентность, но только в плане понимания запроса читателя, а не в собственной сфере деятельности (знания фонда, СБА).
  • Когда посетитель нарушает правила, надо показать ему, что этим он нарушает права других читателей.
  • Следует следить, чтобы запрещающие слова звучали мягко, как просьба, а не как требование.
  • Библиотекарь должен постоянно смотреть на библиотеку глазами читателя.

А что, если попробовать обратить внимание и библиотекарей, и читателей на золотое правило этики следующим образом. Вывесить в отделах обслуживания плакаты со следующим содержанием: Библиотекарь: «Я отношусь к читателям так, как хотел бы, чтобы они относились ко мне». Читатель: «Я отношусь к библиотекарям так, как хотел бы, чтобы они относились ко мне». А вдруг подействует?